Притчи Пезешкиана

Носсрат Пезешкиан - основатель позитивной психотерапии - использует в психотерапевтических целях притчи и истории, которые с давних пор играют роль психологических помощников. Они выполняли эту функцию задолго до возникновения психотерапии как науки. Житейская мудрость, поучительная и забавная сцена могут скорее способствовать прозрению, чем длительный анализ. Притчи предлагают читателю техники, которые помогают найти собственную стратегию поведения. В противоположность советам истории и притчи не налагают на человека обязательств, а дают возможность взглянуть на ситуацию с другой точки зрения.

Тень на солнечных часах

Однажды на Востоке один король захотел доставить радость своим подданным и привез из путешествия солнечные часы. Его подарок изменил жизнь людей в королевстве. Они начали различать время и планировать свой день. Они стали пунктуальнее, организованнее, надежнее и старательнее, в результате чего обрели богатство и здоровье. Когда король умер, подданные стали думать, как им отдать должное его заслугам. И поскольку солнечные часы были символом любви короля к своим подданным и причиной их благоденствия, они решили построить вокруг солнечных часов великолепный храм с золотым куполом. Однако когда храм был готов и купол возвысился над часами, солнечные лучи перестали попадать на них. Тень. которая показывала время, исчезла, и часы перестали служить людям. Изменились и люди: одни перестали быть пунктуальными, другие — надежными, третьи утратили свою организованность и старательность. Каждый пошел своим путем. Королевство распалось.

Притчу о солнечных часах и затемняющем их великолепном храме можно довольно удачно перенести на ситуацию с воспитанием. Каждый человек располагает определенным количеством способностей, которые он в процессе своего взросления и своего противоборства с окружающим миром продолжает развивать. Родители (поначалу наиболее важные для ребенка персоны окружающего мира), а затем и другие люди, влияющие на его воспитание, могут ускорять или задерживать развитие способностей, которые в начале жизни ребенка еще являются неразвитыми и поддающимися формированию. К сожалению, чаще всего происходит задержка развития способностей, как в нашей притче о солнечных часах. Для того чтобы из ребенка сформировать человека по своему образу и подобию, воспитатель выдвигает на передний план определенные социально желательные качества. В этой связи одни способности ребенка хотя и развиваются и дифференцируются, но им уделяется чрезмерно большое внимание, другие же, напротив, подавляются и перестают действовать, как чудесные солнечные часы в построенном для них великолепном храме.

Любопытные и слон

«Гвоздем» программы должен был стать слон. Люди толпами шли, чтобы на него посмотреть. Но ночью, когда слона завели в темное помещение, любопытным было его никак не рассмотреть. Они пытались составить себе представление о нем, ощупывая его. Но при этом каждый мог ощупать лишь часть большого животного. Поэтому их описания так отличались одно от другого. Один из посетителей, который трогал слона за ногу, говорил, что слон похож на большую колонну; второй, который дотрагивался до бивней слона, описывал животное, как острый предмет; третий, который брал слона за ухо, описал его, как веер; четвертый, который погладил слона по спине, утверждал, что слон прямой и плоский, как кушетка.

Каждый видит правильно, но не каждый видит целостно. Один хочет иметь послушного ребенка, второй — способного и бойкого, кто-то еще — нуждающегося в опоре. Одной женщине мужчина нравится потому, что он удачлив; другой — потому что он нежен и обходителен. Один мужчина в мечтах видит свою будущую жену хорошей хозяйкой, другой — деловой, самостоятельной женщиной. Все они пытаются представить будущего своего партнера и понять, каким он должен быть, но делают они это, исходя лишь из одной точки зрения, воспринимая человека как носителя немногочисленных качеств, вместо того чтобы видеть в нем личность в целом.

Девочка в красном бархатном платье

Одна девочка ходила в красном бархатном платье и потому была необычайно счастлива. Она берегла платье, как свое собственное тело. Заметив на бархате платья хоть малейшую пылинку, она тут же торопилась ее снять. А если на платье когда-нибудь падали слезы, маленькая девочка нежно снимала их губами. Это платье оказывало удивительное действие на других детей: они все время хотели быть рядом с девочкой в красивом бархатном платье. Ее подружки старались потрогать платье и, если им удавалось прикоснуться к нему, испытывали чувство гордости. Однажды во время игры девочка поскользнулась и упала. Головой она ударилась о придорожные камни, а шипы кустов порвали ее прекрасное платье. Маленькая девочка совсем не обращала внимания на разбитую голову. она смотрела только на порванное платье и горько плакала.

Точно так же, как эта маленькая девочка, мы ведем себя в общении с другими. В своем культурном кругу мы сформировали целый ряд актуальных способностей по отношению к своему платью, которое с гордостью носим и бережем, даже если сами страдаем от этого.

Ворона и павлин

В дворцовом парке на ветвях апельсинового дерева сидела ворона. По ухоженному газону гордо прохаживался павлин.

Ворона каркнула: «Как только можно разрешать такой странной птице входить в этот парк? Она шагает с такой надменностью, как будто это сам султан, а ведь у нее ужасно безобразные ноги. А ее перья, какой жуткий синий цвет! Такой цвет я бы ни за что не стала носить. А свой хвост она тащит за собой, как будто она лиса».

Ворона выжидающе замолчала. Павлин несколько мгновений вообще ничего не отвечал, потом заговорил с грустной улыбкой: «Я думаю, твои слова не соответствуют действительности. То плохое, что ты обо мне говоришь, основывается на неверном толковании. Ты говоришь, что я надменный, по той причине, что я держу голову прямо и при этом мое оперение топорщится. На самом деле я нисколько не надменен. Я знаю, что мои ноги в кожаных складках. Именно это доставляет мне столько горя, что я держу мою голову высоко, чтобы не видеть мои ноги. Ты это неправильно объясняешь как надменность. Ты видишь только мою безобразность, а на красоту ты закрываешь глаза. Ты никогда не задумывалась, почему люди восхищаются тем, что ты называешь во мне безобразным? Почему ты не видишь меня таким, какой я есть?»

Партнера и стиль его поведения мы не воспринимаем объективно; более того, восприятие одного и того же объекта у всех людей разное и зависит от их опыта, от глубины эмоциональных отношений и ожиданий, которые связываются с партнером. Последствием такой субъективности в восприятии партнера оказываются псевдоистины, которые лишь с трудом признаются таковыми.

Пророк и длинные ложки

Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь в соответствии с этим он хотел пройти свой жизненный путь. «Где ад и где рай?» С этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел его через темные переулки в какой-то дворец. Через железный портал вошли они в большой зал. Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом, который на Востоке называют аш. По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые были у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что могло насытить человека, они были из железа и поэтому раскаленными от горячего супа. С жадностью голодные пытались ложками зачерпнуть себе еды. Но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но так как они были очень длинные, то даже самому сильному было не донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей. С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод.

Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: «Это ад».

Они вышли из зала, и адский крик стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и те, которые Илья и его спутник видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое других, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий.

Илья-пророк сказал спутнику: «Это рай!»

Эта история, хотя она и передается более тысячи лет из уст в уста, взята из жизни. Она в принципе повторяется и в наше время, когда мы наблюдаем трудности в семье, разногласия между отцом и матерью, ссоры между детьми и проявления агрессии в отношениях родителей и детей, когда мы рассматриваем противоборство человека с окружающим миром и противоречия между группами и народами. «Ад» — это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый — только за себя самого и против других. «Рай», напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы — люди в раю и люди в аду — имеют одинаковые или похожие проблемы. Но живут ли они в раю или в аду, зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.

Рай и ад — в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Насколько велик этот шанс выбора, определяется большей частью нашим опытом, тем, как мы научились решать свои проблемы, и нашей готовностью использовать свой опыт.

Заботы других

Одна женщина была недовольна своей судьбой: она была беднее, чем все другие. Ее семерым детям не хватало хлеба, ее муж рано умер. Однажды ночью, после того как она с отчаянием помо¬лилась, перед ней появился ангел, который дал ей мешок и приказал сложить в него все ее заботы и нужды. Мешка едва-едва хватило для всех ее печалей, забот и страхов. Ангел взял женщину за руку и повел ее на небо. Она со стонами, тихо ругаясь про себя, несла свой мешок. Придя наверх, она очень удивилась. Небо она представляла себе по-другому. Облака были похожи на мешки с заботами. На самом большом из мешков сидел старый, почтенного вида господин, знакомый женщине по картинкам еще с детских лет. Всезнающий знал и о ее заботах — он ведь каждый день слушал ее молитвы и проклятья. Он велел ей положить свой мешок в сторону и сказал, что она может открыть другие мешки и посмотреть, что в них. Потом она должна выбрать себе один из них и взять его с собой на землю. Женщина открывала один мешок за другим и находила там разные «вещи»: ссоры, проблемы, жуткие конфликты, скуку и многое другое. Многие из этих «вещей» казались ей совершенно чужими, некоторые были знакомыми, а о других она вообще не знала, видела она их когда-нибудь или нет. С трудом пробиралась она сквозь облака, пока не подошла к последнему мешку. Она открыла его, выложила содержимое и поняла, что это ее собственный мешок. Но когда она его подняла, он показался ее намного легче, чем прежде; более того, многие заботы ее уже не заботили, многие боли уже не причиняли ей боль. Вместо этого она увидела реальные неприятности, объективные угрозы и достойные цели.

Человек как социальное существо зависит от других людей. Сосуществование людей происходит в постоянном взаимодействии между «давать» и «брать». Социальная группа либо дает нам множество преимуществ, которые имеют для нас жизненно важное значение, либо воспринимается как угроза. Эти обе стороны социального контакта должны в любом случае приниматься во внимание. Многие люди лишь с большим трудом принимают участие в жизни группы и чувствуют себя в ней дискомфортно. Они стесняются, робеют, им кажется, что группа их не принимает. Часто их реакция проявляется в том, что они стараются отойти от группы (застенчивость, неверие в себя) или проявляют повышенную активность для привлечения внимания других членов группы. Однако они не в состоянии ни мешать, ни сотрудничать, а могут только показывать пассивную терпимость и равнодушие. Позиция человека по отношению к его социальному окружению — это не случайный результат, а состояние, сформировавшееся в течение определенного времени под влиянием переживаний приобретаемого опыта. Здесь имеет место такой же процесс, какой происходит с водой: она начинает кипеть не вдруг, а только после того, как пройдет через постепенное нагревание.

Попугай

У одного восточного торговца был попугай. Однажды этот попугай опрокинул бутыль с маслом. Торговец пришел в бешенство и ударил попугая палкой по затылку. С тех пор попугай, который до этого показывал себя очень умным, перестал разговаривать. Он потерял оперение на голове и вскоре стал лысым. Однажды, когда он сидел на полке в магазине своего хозяина, в помещение вошел лысый клиент. Взгляд на него привел попугая в состояние сильного волнения. Хлопая крыльями, он прыгал вокруг, кряхтел и наконец, к удивлению всех, произнес такие слова: «Ты тоже опрокинул бутыль с маслом и получил удар по затылку».

Эта притча показывает нам, как осознанно (или неосознанно) люди переносят прежний опыт, унижения и разочарования на другие ситуации и на других людей. С точки зрения психологии – это процесс проекции.

Мулла-проповедник

Мулла пришел в зал, чтобы читать проповедь. В зале никого не было, за исключением одного конюшего, сидевшего в первом ряду. Мулла подумал: «Говорить мне или не стоит?» В конце концов он спросил конюшего: «Кроме тебя здесь никого нет, как, по-твоему, должен я читать проповедь или нет?» Конюший ответил: «Господин, я простой человек, мне трудно решить. Но если я прихожу в мою конюшню и вижу, что все лошади убежали и только одна-единственная осталась, я все равно ее покормлю». На муллу подействовали эти слова, и он начал читать проповедь. Он говорил больше двух часов. После этого он почувствовал облегчение и удовольствие и захотел услышать от слушателя подтверждение того, что его речь была очень хороша. Он спросил: «Тебе понравилась моя проповедь?» Конюший ответил: «Я ведь уже сказал, что я простой человек и мало в этом понимаю. Однако когда я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади, кроме одной, убежали, я ее все равно кормлю, но я не отдаю ей весь корм».

История о мулле и конюшем наглядно показывает еще одну проблему воспитания: мы даем за один раз или слишком мало, или слишком много. Ребенка или предоставляют самому себе, или подавляют его излишней опекой, заботливостью. И в той и другой ситуации у родителей нет правильного представления о развитии ребенка.