1. Объяснение правил и вопросы «почему?». Случается, что дети искренне не понимают, чего от них хотят. Правила и рамки настолько ясны взрослым, что они могут не «увидеть», что ребенок не усвоил их. Хотя дети и способны к пониманию, оно зависит от того, насколько доступны объяснения взрослого. Взрослые нередко стараются, чтобы ребенок объяснил, «почему» он сделал то, что они считают шалостью или неприемлемым для себя. Однако чаще всего на вопрос «почему?» следует молчание или скомканный ответ типа «потому что». Отсутствие удовлетворительного объяснения еще больше сердит или ставит в тупик взрослых.
Понять точку зрения ребенка помогает мысль, что происходит с нами, взрослыми, когда нам задают вопрос «почему?». На подобные вопросы обычно отвечают грубоватыми и ничего не объясняющими или провоцирующими на конфликт фразами. Вообще проблема «почему?», вероятно, состоит в том, что у нее есть оттенок обвинительности. Ребенок чувствует «суд» над собой, и его реакцией становится беспокойное молчание или воинственная попытка оправдаться, часто через обвинение другого: «А он сам начал!» Это не удовлетворит никого. Если же детей спрашивать в менее обвинительной форме, то гораздо больше шансов получить описание причины инцидента: что ребенок пытался сделать, какие чувства определяли его поведение. Стоит избегать «почему» и заменять его в начале вопроса на «что», например: «Что ты хотел сделать?» или «Что же, ты думал произойдет?». А такая форма, как «Скажите–ка, что тут творится?» - это запрос информации без обвинения кого – либо.
В общении с детьми крайне редко возможна гармония (совпадение) между проблемой, созданной поведением ребенка, и тем, что взрослый предпринимает ради ее эффективного преодоления. Часто скрытой целью поведения ребенка является потребность в признании. Ребенок стремится всеми средствами завладеть родительским вниманием, так как считает, что, если родители занимаются им, значит любят его. Другим мотивом детского поведения может стать желание ребенка быть хозяином положения, чтобы никто не мог распоряжаться им или контролировать, т. е. – борьба за власть. Еще одной целью иногда необъяснимого для родителей поведения их ребенка может быть стремление отомстить и защитить себя: «я хочу, чтобы окружающие почувствовали ту же боль, что и я». Реакцией родителей в таком случае чаще оказывается обида, разъяренность, желание свести счеты и вопрос к ребенку: «Как ты мог поступить со мной так?». В таких случаях очень важно родителям научить своего ребенка говорить о своей обиде и боли приемлемым способом и брать ответственность за свое поведение.
Иногда ребенком движет желание просто побыть в одиночестве. В таком случае поведение ребенка можно охарактеризовать как уклонение: «У меня ничего не получается так, как надо, поэтому я вообще ничего не буду делать» или «Я не в состоянии сделать, что меня просят, поэтому оставьте меня в покое». Тогда родители приходят в отчаяние, начинают уговаривать ребенка или жалеть его.
Родителям необходимо помнить, что огромное благо – иметь желание посмотреть иногда на дела с позиции ребенка, с точки зрения его чувств, опыта и специфического понимания. Часто для этого требуется, чтобы взрослые честно признали, что воспринимают данную позицию искаженно и что возможен иной взгляд.