В последние годы стала очень актуальна тема психологической готовности к материнству. Как женщина относится к себе беременной, и как она ориентирована по отношению к еще не родившемуся ребенку. Это отношение, с одной стороны, инстинктивно, с другой – зависит от личностной зрелости женщины.
{{Gas125х125Left}}Что же влияет на психологическую готовность женщины к материнству?
В первую очередь, особенности коммуникативного опыта, полученного в детстве. Какие эмоции и впечатления остались у женщины от общения с близким взрослыми? Каковы ее первые воспоминания о себе и о родителях, об их стиле воспитания, своих привязанностях. Важным является опыт, приобретаемый в играх с куклами, в «дочки-матери», какими были любимые игрушки и игры в детстве.
Очень важными факторами, говорящими о характере переживания женщиной своей беременности, является желанность – нежеланность ребенка и особенности протекания беременности. Наиболее благоприятны для будущего материнского поведения желанность ребенка, проявления любви к нему мысленно или выраженное в словах, стремление любое движение плода воспринимать как способ общения.
Установка женщины на стратегию воспитания очень значима. Как будущая мама собирается ухаживать за своим малышом? Следовать ли строгому режиму, предлагать ли соску, туго пеленать, или придерживаться свободного пеленания, как долго кормить грудью и т.д., то есть ее стремление ориентироваться на потребности ребенка или руководствоваться собственным представлением о том, что ему необходимо.
Низкий уровень психологической готовности к материнству характеризуется наличием колебаний в принятии решения иметь ребенка, негативных ощущений и переживаний в период беременности. Эти женщины не переживают чувства общности с еще не родившимся ребенком, не придумывают ему имя, не представляют себе малыша. Они ориентированы на соблюдение жесткого режима и являются сторонниками «строгого» воспитания. Как правило, такие мамы не испытывали привязанности к собственной матери, редко играли с куклами. Родители их воспитывали «в строгости». А они сами отдавали предпочтение детям старше трех лет.
Женщины с высоким уровнем психологической готовности к материнству не испытывают колебаний в принятии решения иметь ребенка, радуются, узнав о беременности, испытывают положительные ощущения и переживания в период беременности, прислушиваются к шевелению, реагируют на него каким-либо действием и разговаривают с плодом. Они ориентируются на соблюдение мягкого режима: кормить по потребности ребенка, чаще брать его на руки, как можно дольше сохранять естественное вскармливание и т.д. Эти мамы имели в детстве благоприятный коммуникативный опыт: испытывали привязанность к собственной матери, ласковое отношение родителей, любили играть с куклами. И все они отмечают, что любят детей младенческого возраста.
Средний уровень психологической готовности к материнству содержит противоречивую установку: включает особенности и позитивного, и негативного характера.
Соответственно, младенцы матерей с высоким уровнем психологической готовности к материнству обнаруживают самый высокий уровень общения с матерью. Они более инициативны, проявляют выраженный интерес к общению, лучше овладевают речью. В последующем они отличаются яркой эмоциональностью, открытым и доброжелательным отношением к людям, высокой любознательностью.
Младенцы матерей с низким уровнем психологической готовности к материнству имеют самые низкие показатели компонентов комплекса оживления, часто отвлекаются от общения, у них слабо выражено стремление к сопереживанию с матерью радости. Позднее они с большим трудом вступают в контакт с посторонними, слабо владеют речью, плохо умеют играть.
У младенцев матерей со средним уровнем психологической готовности к материнству отмечается более низкий уровень общения с матерью, чем в предыдущей группе. Они менее инициативны, но имеют высокие показатели компонентов комплекса оживления, демонстрируют преимущественно ответное поведение, слабее умеют развивать ситуацию общения.
Таким образом, женщины готовые и неготовые к материнству, имеют различные представления о матери и ее роли. У женщин, готовых к материнству, присутствует образ принимающей, отзывчивой матери, способствующей развитию и обучению, разделяющей его самостоятельную ценность. У женщин, не готовых к материнству, ярко прослеживается сверхценность ребенка и невыраженность таких качеств, как приятие, отзывчивость и стремление к развитию ребенка.