В этот неповторимый, своеобразный второй год ребенок все в более полной мере реализует свое стремление к познанию мира. В этот период нет нерадивых, нет ленивых, нет равнодушных детей, если они здоровы. Но ленивыми, нерадивыми, равнодушными они могут стать, если время уходит по-пустому, если их только заботливо кормят и играют с ними как с куклами, если «не доходят руки», «нет времени» и нет знаний для их полноценного воспитания.
{{Gas728x90}}
В течение этого необыкновенного года ребенок пройдет гигантский путь в психоречевом развитии – от первых неуверенно произносимых слов до фраз в три-четыре слова; он переживает первые неудачи и первые победы; он будет жадно впитывать информацию. Оставаясь для нас «несмышленышем», он внимает, подражает, запечатлевает, имея к тому исключительные способности. Теперь уже малыш бодрствует до четырех с половиной часов подряд и спит только раз в день, как бы стремясь не упустить часы и минуты для познания. Это год первых неизгладимых впечатлений детства, как писал великий Гете.
Второй год жизни довольно резко делится на два этапа: до и после полутора лет. Чем же знаменуется начало второго года жизни, а именно первые три месяца?
КРУПНАЯ МОТОРИКА
МЕЛКАЯ МОТОРИКА
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ
{{Gas728x90}}
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
ИГРА
На втором году жизни ребенок нуждается во взрослом, как слепой в поводыре. Он еще многое не способен связать в одно целое. Ему неведомо то, что для нас само собой разумеется. Ребенок подражает взрослым буквально во всем. И именно это вполне естественное стремление подражать, взрослым необходимо использовать, обучая ребенка новым навыкам в этот возрастной период. Эти новые навыки, которым родители должны обучить своего малыша, выделены жирным шрифтом выше.
Навыки, которые ребенок усваивает сам, подражая взрослым, выделены звездочкой. И здесь родителям необходимо проявить особую бдительность за действиями ребенка и терпение, объясняя понятия «можно» и «нельзя». На втором году жизни эти понятия закрепляются и становятся нормой поведения. Ребенок охотно следует указаниям взрослых, реализуя «можно», радуясь поощрению и стремясь избежать наказания, неодобрения, тормозя желание выхода за рамки дозволенного. Бурно формируется основное волевое качество – способность в одних условиях действовать со всей энергией, а в других – сдерживать, ограничивать себя.
{{Gas728x90}}
Стремясь к максимальному развитию интеллекта у ребенка, не следует забывать о столь важной задаче – адекватном развитии его эмоциональности. Ребенок второго года жизни фантастически одарен: он неутомим, память его феноменальна, интеллект, как и речь, развивается стремительно, но более всего поражает его эмоциональность. На протяжении получаса перед родителями может пройти вся шкала человеческих чувств и настроений…радость, печаль, гнев, ярость, любопытство, удивление, нерешительность, удовольствие, любовь, отвращение…
Не следует стеснять этот праздник эмоций, нельзя от ребенка этого возраста требовать ровного настроения, сдерживания эмоций. Пусть и покричит, и посмеется, и поплачет. Пусть отреагирует свои эмоции!