Балинтовские группы

Балинтовские группы — эффективный метод повышения профессиональных коммуникативных навыков, снижения профессионального стресса и «эмоционального выгорания». В наше время эта технология используется не только в группах врачей и психологов, но и в группах учителей, социальных работников, полицейских, священников и других специалистов, основой работы которых является профессиональная коммуникация.

Три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания

  • Предельное истощение
  • Отстраненность от клиентов и от работы
  • Ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений

Копинг–стратегии профилактики СЭВ

  • Правило разделения. Дом – работа; профессиональная деятельность и личная жизнь: не брать работу домой, иметь хобби, далекое от профессии, иметь друзей, которые не являются коллегами «брать» проблемы клиента.
  • Правило смены деятельности.
  • Правило времени. Эффективное использование своего времени.
  • Правило внутренней метафоры. Большую роль играют внутренние установки, как человек себя мыслит.
  • Прохождение личной терапии.
  • Участие в супервизиях.
  • Участие в балинтовских группах.
  • Повышение профессиональной компетенции (тренинги, образовательные программы).

Схема работы супервизионнойбалинтовской группы

  • Первый круг – круг чувств (о своих чувствах и состояниях сейчас);
  • Второй круг – представление случая (кто представляет, оговаривается заранее) – 10-15 мин. (строго), запрос психотерапевта в группе (как группу может тебе помочь);
  • Третий круг – метафора (каждый по кругу говорит, что ему пришло в голову в виде метафоры – Это как что? Без оценки, критики и обсуждения);
  • Четвертый круг – вопросы, уточняющие случай для прояснения ситуации;
  • Пятый круг – проблемы пациента: Мне кажется, у пациента это…, это…, это… Высказывается каждый участник по 3-5 мин., кроме представляющего случай;
  • Шестой круг – проблемы терапевта. Что конкретно мешает терапевту справиться с этой проблемой. Высказываются по одному от первого лица — Мне кажется, Я считаю, На мой взгляд;
  • Седьмой круг – если бы директором был Я, то Я бы сделал то…, то…, то… Предлагают варианты выхода для терапевта;
  • Восьмой круг – круг эмоциональной поддержки для терапевта (Мне очень понравилось, как ты это сделал, удачный вариант, интересная идея);
  • Девятый круг – обратная связь от представляющего случай (Что сейчас с ним произошло, что ему помогло, какие чувства сейчас, благодарность группе).