Психология и бизнес связаны друг с другом гораздо теснее, чем может показаться человеку, не вникавшему в специфику бизнес-психологии. Чтобы бизнес процветал, мало уметь работать с деньгами, надо уметь работать с людьми. А здесь, как в фигурном катании, важна синхронность, выносливость и профессионализм. Хороший бизнесмен должен постоянно совершенствоваться в искусстве делового общения.
Любая компания - это живой организм, который будет успешно работать только в том случае, если все его составляющие будут не только правильно и своевременно выполнять свои функции, но и взаимодействовать между собой. Коммуникативные навыки и межличностные отношения становятся основными компонентами успешного бизнеса.
Однако так или иначе очень часто в деловых кругах возникает вопрос: "Зачем в бизнесе психолог?".
Бизнесмены, задающие его, обычно являются верными сторонниками собственной прагматичности и понимающими любого работника, прежде всего, как исполнителя вполне определенных функциональных обязанностей.
Но с точки зрения бизнес-психологии, успешным оказывается именно тот предприниматель, который обладает необходимыми для этого качествами.
В частности, выраженной мотивацией к системному оперированию данными, умением считать и планировать и психологическими талантами (использование собственной интуиции, коммуникационная компетентность, понимание особенностей и преимуществ окружающих людей). Деловому человеку важно помнить, что в центре любого бизнеса стоит именно человек. Любая проблема предпринимательства связана именно с человеком. Взаимодействие хозяина, работника, партнера, конкурента, менеджера, чиновника и потребителя – все это проблемы межчеловеческих отношений, связанные с динамикой их собственных внутренних миров.
Гарантией своевременного и успешного разрешения проблем в бизнесе является мастерство трансформации всевозможных ситуаций. Большинство тормозящих развитие затруднений на деле оказываются неверно сформулированными вопросами, которые при грамотном психологическом подходе разрешаются сами собой. Именно психолог и помогает сотрудникам фирмы находить оптимальные формулировки вопросов и проблем, благодаря чему эффективность их разрешения в целом значительно повышается. Это способствует интенсивному развитию производительности интеллектуального труда и сервисной эффективности бизнес-команды. Таким образом, получается, что самыми различными способами психолог укрепляет системную безопасность фирмы, связанную с благополучием в развитии сотрудников и с гармонией отношений с партнерами и конкурентами. Он повышает мотивацию персонала, укрепляет иммунитет сплоченности, выявляет невостребованные способности в сотрудниках, повышает гибкость за счет интерпретации личных позиций, поддерживает прозрачность и открытость в отношениях и гармонизирует бизнес-группу в случае развития нежелательных сценариев отношений.
Когда признается реальность пресловутого "человеческого ресурса" - личного потенциала одаренности, возможности мотивационной мобилизации творческих энергий и феномена групповой сплоченности - то именно профессионал-психолог как раз и является тем специалистом, знания и квалифицированная работа которого состоит в грамотной эксплуатации этого самого ресурса. Причем, если рассмотреть размер потенциальных потерь, связанных с производственными конфликтами, ошибками в исполнении рабочих программ и элементарной невнимательностью, связанной с эмоциональными стрессами и неразрешенными семейными неурядицами, то даже самая высокая оплата психологических услуг, ликвидирующих все эти негативные просчеты и потери, чрезмерной не окажется.
Главными разделами общей работы профессионала-психолога, привычно именуемой "психологическое сопровождение бизнеса", являются следующие: