Агрессивные дети

Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Как правило, единственное воздействие, которое временно спасает – это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода воздействие скорее усиливает особенности таких детей и не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них ведётся в осуждающих терминах. «Грубиян», «нахал», «отвратительный», «хулиган» - такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причём не только в школе, но и дома. Агрессию можно разделить на 2 вида. Первый появляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает  и данная форма агрессии. Второй вид агрессии представляет собой деструктивность, жестокость, которая бывает спонтанной и связана со структурой личности, выражающийся в готовности к агрессии. Дети с агрессивными свойствами личности часто теряют контроль над собой; спорят, ругаются с детьми и взрослыми, намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых., часто винят других в своём «неправильном» поведении и ошибках, завистливы и мнительны, часто сердятся и прибегают к дракам. О ребенке, у которого в течении шести и более месяцев одновременно, устойчиво проявились хотя бы 4 из вышеперечисленных признаков, можно говорить, что он обладает агрессивностью, как качеством личности.

Огромное значение в плане становления агрессивного поведения ребёнка в семье и в не её, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывает семейное воспитание. В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между детьми и родителями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по , не разделяют ценности и интересы друг друга. В результате у ребёнка формируется модель вызывающего поведения.

Агрессивное поведение детей это своеобразный сигнал SOS , крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребёнок справиться не в силах. Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, даёт ребёнку бесценный опыт, что взрослые бывают разные, а в мире есть и хорошее, что может положительно сказаться на базовом доверии ребёнка к людям и миру в целом.

Родители агрессивных детей часто сами нуждаются в психотерапевтической помощи, а также в приобретении навыков конструктивного взаимодействия с собственными детьми. Вот несколько полезных рецептов, которые помогут вам найти общий язык с ребёнком.

1. Наладьте взаимоотношения со своим ребёнком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно, проводите с ним как можно больше времени. Установите семейные традиции, совместные дела: игры, совместное чтение, походы в кино, театр, музей, совместные покупки, совместные развлечения и отдых, совместное приготовление пищи. Делитесь с ребёнком своим опытом: рассказывайте о своём детстве, о трудностях о радостях. Если в семье несколько детей, уделяйте своё «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности, а не только всем вместе одновременно.

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса или раздражены: скажите себе «STOP» и посчитайте до 10, отложите совместные с ребёнком дела, уйдите в другую комнату.

3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.

4. Умейте предчувствовать свой собственный эмоциональный срыв.

Родители, у детей которых часто наблюдается агрессивное поведение, нуждаются в положительном опыте общения со своими детьми. Развитие подобных навыков и обучение конкретным приёмам конструктивного общения является одним из основных содержаний работы психолога. Хочется также отметить, что на период перестройки поведения ребёнка необходимо психологическое сопровождение семьи, т. к. вся семья нуждается в поддержке. Для того, чтобы результат работы был стойким, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребёнка. 

Правила работы с агрессивными детьми

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
2. Демонстрировать модель неогрессивного поведения.
3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
4. Наказания не должны унижать ребенка.
5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирую-щего события.
7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
8. Развивать способность к эмпатии.
9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.
10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
11. Учить брать ответственность на себя.
Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.
Терпения вам и удачи, дорогие родители!

Как играть с агрессивными детьми

На первых этапах работы с агрессивными детьми мы рекомендуем подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую агрессию. Как показывает наш многолетний опыт проведения игровой терапии, на первых порах ребенок действительно может стать более агрессивным (и мы всегда предупреждаем родителей об этом), но через 4—8 занятий, по-настоящему отреагировав свой гнев, “маленький агрессор” начинает вести себя более спокойно. Если педагогу трудно справиться с гневом ребенка, стоит обратиться к специалисту и вести работу параллельно с психологом. Перечисленные ниже игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева: “Обзывалки”, “Два барана”, “Толкалки”, “Жужа”, “Рубка дров”, “Да и нет”, “Тух-тиби-дух”, “Ворвись в круг”. Психолог Я.А.Павлова рекомендует педагогам включать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными. При этом воспитатель должен находиться рядом и в случае возникновения конфликта помочь ребятам разрешить его прямо на месте. С этой целью полезно провести групповое обсуждение события, которое привело к обострению отношений. Следующим шагом может стать совместное принятие решения о том, как наилучшим образом выйти из создавшегося положения. Выслушивая сверстников, агрессивные дети будут расширять свой поведенческий репертуар, а видя в процессе игры, как другие мальчики и девочки избегают конфликтов, как они реагируют на то, что кто-то другой, а не они, побеждает в игре, как отвечают на обидные слова или шутки сверстников, агрессивные дети понимают, что совсем не обязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего-то добиться. С этой целью можно использовать такие игры, как “Головомяч”, “Камушек в ботинке”, “Давайте поздороваемся”, “Король”, “Ласковые лапки” и другие. Для снятия излишнего мышечного напряжения можно использовать игры, способствующие релаксации, описание которых дается в главе “Как играть с тревожными детьми”.